Я всегда стараюсь думать о зрителе, когда создаю свои фильмы.
Все дело в том, что я сам такой же зритель, как и все остальные.

Стивен Спилберг

Структура сторителлинга

Структура сторителлинга

В каждой хорошей истории легко различить структуру. Слушатель скорее ощу­щает ее сердцем, нежели осознает разумом. Сюжеты рассказанных историй должны задевать людей за живое, только тогда они запоминаются.
1) Вступление. Вступление к истории, как пра­вило, должно быть коротким. Оно играет важную роль, ста­вя вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить. Сделать это надо таким образом, чтобы пробудить у слушателя любопытство и увлечь его. Если дети, слушая, витают в облаках, то вступление, предваря­ющее историю, должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление заставляет нас навострить уши и задать себе вопрос: «А что же будет дальше?». Вступле­ние сжато и ясно очерчивает сложную ситуацию. Мы тотчас же задаемся вопросом, что же будет с этим персонажем.
Вступление к рассказу должно быть связано с главной темой вашей истории. Оно сосредотачивает внимание детей на проблеме или вопросе, которому она посвяще­на и на который в конце истории будет получен ответ. Вдобавок, вступ­ление должно быть обращено к реальному опыту ребенка. Вступление в истории не должно содержать подсказки к решению проблемы.
2) Развитие события
Здесь раскрывается сюжетная ли­ния и характеры действующих лиц. Эта часть позволяет нам глубже проникнуть в проблему или конфликт, о котором мы узнали из вступления. Подобно тому, с ка­ким трудом отыскивается решение проблем в жизни, в истории ситуация тоже час­то ухудшается, прежде чем измениться в лучшую сторону. Эта часть истории усугубляет проблему, создавая тем самым определенное напряжение. Ситуация не разрешена — по сути, она становится все напряженнее.
3) Кульминация
Когда напряжение достигает апогея и ситуация начинает казаться невыносимой, возникает решение. Загадка раскрыта. Наконец-то мы получаем ответ на вопрос, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали. 
4) И наконец мы переходим к заключению. По сути, кульминация завершила ис­торию; но здесь должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне мораль.
Особенно важные истории для детей — это истории из повседневной жизни. Такие истории более понятны. Рассказывайте такие истории, которые найдут свое продолжение за пределами класса, такие, которые захочется рассказать друзьям или родителям. 
Есть несколько типов историй, которые без труда впишутся в любой урок. 
1. Историческая повесть
Как древние художники расписывали свои пещеры красками из ягод, угля и глины… Как была похищена Мона Лиза… Как появилась геометрия… Как изобрели первый двигатель… Как пришла идея подстригать деревья…
Кроме уже готовых историй из прошлого, вы можете писать свои истории. Например, о том, как вы ходили на выставку или ездили куда-нибудь. Истории, созданные вами, покажут ученикам вашу заинтересованность в предмете. А интерес заразителен. 
2. Рассказ о процессе
Вы можете рассказать о процессе создания чего угодно, от произведения искусства до космической станции. Гораздо эффективней рассказать про то, что случилось, с каким-нибудь, пусть даже воображаемым, учеником на занятии, чем просто читать лекцию по технике безопасности. Другая история может быть о чьей-нибудь невнимательности, из-за которой пришлось переделывать большую работу и т.д. Самое главное, чтобы рассказы не были сухими. Не забывайте об эмоциях, динамике….
3. Когда я был ребенком…
Звучит забавно, но такие истории очень интересны слушателям. Для ваших учеников, это своего рода развлечение. Можно рассказать о том, чего вы достигли в возрасте более старшем, чем ваши ученики, и показать в истории их продвинутость. Не нужно умалять свои детские заслуги, но пусть в рассказе они будут чуть меньшими, чем у ваших учеников. Такие рассказы заставляют слушателя почувствовать себя особенным. Расскажите такую историю, и вы увидите, что ученики будут готовы постараться еще лучше. 

Типов историй значительно больше перечисленных. Главное подключить воображение.
Советы по созданию истории:
Сторителлинг за 10 минут (автор М. Рейн)




Мастер-класс С.А.Павловой:


  • Если сценарий создается с трудом, можно воспользоваться шаблоном сценария (автор С.А.Павлова)

Комментариев нет:

Отправить комментарий